Стропильная система четырехскатной крыши

Кровля, состоящая из четырех плоскостей, приобретает все большую популярность в России, в то время как в европейских и азиатских странах она давно уже завоевала заслуженное признание. В отличие от столь распространенной в нашей стране двухскатной крыши, такая кровля имеет несколько очевидных преимуществ. К тому же она не только отличается оригинальным внешним видом, так как может быть дополнена разнообразными конструкционными элементами, но и визуально воспринимается более аккуратной, нежели двухскатная кровля с фронтонами.

Достоинства и недостатки четырехскатных кровель

Четырехскатные кровельные поверхности, которые также называются вальмовыми, выгодно отличаются от двухскатных кровель такими преимуществами, как:

  • более надежная защита от ветра и атмосферных осадков;
  • устойчивость к повреждениям и разрушению в зонах карнизных свесов;
  • неповторимый внешний вид.

 

Однако конструкционные особенности вальмовых кровель, в отличие от двухскатных крыш, имеют и свои недостатки:

  • сложность конструкции и, как следствие, более высокая стоимость крыш из четырех скатов;
  • при использовании мансардных окон следует помнить, что перед выпадением обильных атмосферных осадков их необходимо плотно закрывать во избежание появления луж внутри помещения;
  • плоскости, расположенные с четырех сторон, определенным образом уменьшают территорию чердака, что особенно заметно при наличии мансарды.

Типы кровель, состоящих их четырех плоскостей

Крыши, состоящие из четырех плоскостей, бывают различных типов.

 

Классический тип крыши – это свесы, размещенные на единой высоте, прямые стропила, начинающиеся от конька угловые ребра.

 

При устройстве шатрового типа крыши все скаты должны сойтись в единой точке.

 

Датская вальмовая кровля предполагает наличие фронтонов, находящихся в верхней зоне укороченных скатов, а шипец небольшого размера, располагающийся там же, необходим для освещения или вентилирования. Такие крыши хороши тем, что в них можно встраивать вертикальные окна.

 

Голландский тип крыши, устроенной из четырех плоскостей, является разновидностью датской вальмовой кровли и представляет собой конструкцию, характеризующуюся наличием двух плоскостей в коротком торце.

 

К четырехскатным кровлям принято относить полувальмовые крыши, хотя это, по сути, двухскатные конструкции. Установленные на удлиненной поверхности стропильные ноги таких крыш базируются на мауэрлате и являются по отношению друг к другу параллельными.

 

Среди четырехскатных крыш выделяют мансардные вальмовые (ломаные четырехскатные), считающиеся более сложными с точки зрения устройства и, соответственно, более дорогостоящими.

 

Вальмовые кровли представляют собой разнообразные комбинации, поэтому могут не ограничиваться лишь четырьмя скатами.

 

Если кровля имеет более четырех скатов, но монтируется по аналогу обычной четырехскатной, она относится к многоскатным вальмовым кровлям.

 

Особенности стропильной системы кровель, состоящих из четырех скатов

 

Стропильная система крыш, состоящих из четырех скатов, имеет сходство с системой двухскатных крыш, в частности ее формируют те же самые составляющие. Однако, как было сказано выше, вальмовые кровли конструктивно более сложны, а потому предполагают использование дополнительных элементов. Для устройства четырехскатной кровли применяются:

  • мауэрлат – брусок, на который опирается кровля, располагается на верхней части наружных стен;
  • различаются накосные (диагональные) и боковые стропила: первые образуют вальмовый скат, вторые – трапециевидный;
  • нарожники находятся на накосных стропилах и формируют каркас ската;
  • лежни – это располагающаяся на колоннах или несущих стенах разновидность опорного бруса;
  • кобылки (доски) фиксируются на нижней части стропил и образуют требуемый свес кровли;
  • вертикальные шпренгели и стойки – опорные элементы, необходимые для поддержания конструкции;
  • ветровые балки и подкосы представляют собой распорки, которые усиливают способность кровли выдерживать нагрузки;
  • горизонтальные ригели или затяжки – соединительные элементы, связывающие боковые стропила;
  • горизонтальный прогон или коньковый брус – опорный элемент в верхней зоне кровли.